Во-первых,
это использование методологии открытого конкурса для формирования региональных резервов управленческих кадров. Наиболее оптимально для этих целей подходит упомянутая методология РАНХиГС, т.к. она, с одной стороны, не менее результативна, чем, например, методология «Лидеров России» с точки зрения объективности и точности инструментов оценки, возможностей работы с большими группами участников, а с другой, более экономична, как с точки зрения необходимого времени, так и бюджета на ее реализацию. Более того, эта методология ориентирована на привлечение кадров именно в систему государственного управления (методология «Лидеров России» ориентирована на выявление высокопотенциальных управленцев без привязки только к госуправлению и носит более универсальный характер). Кроме того, использование методологии, имеющей корневую связь с отбором кандидатов в более высокие уровни резервов (президентский резерв, федеральный резерв управленческих кадров) позволяет получать сопоставимые результаты оценки управленцев, претендующих на разные уровни целевых должностей, и при этом иметь более широкие возможности для управления карьерными траекториями госчиновников. При этом использование единой методологии оценки кандидатов в разных субъектах РФ предоставляет уникальные возможности для подбора и продвижения участников резервов на межрегиональном уровне (посредством доступа к единой базе данных).
Еще одной выгодой использования единой методологии выступает появление региональных экспертов, владеющих этой методологией. Как указывалось выше, одним из двух ключевых препятствий внедрения положений, изложенных в «Общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в РФ» кадровики госорганов считают отсутствие квалифицированных специалистов по оценке у себя в регионах. Уже сейчас Факультет оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС достаточно успешно привлекает подготовленных экспертов из одних регионов для оценки кандидатов в резервы или управленцев в других регионах. Так, в Западном филиале (г. Калининград), Тверском филиале, Пермском филиале, Нижегородском филиале, Московском областном филиале и ряде других есть подготовленные команды оценщиков, способных квалифицированно выполнять такую работу и уже сейчас привлекаемых для работы на межрегиональном уровне или в федеральном центре.
Во-вторых,
целесообразно рассматривать реализуемые управленческие конкурсы не разрозненно, а как часть единой системной работы в государстве. Так, например, во всех региональных конкурсах, проводимых при участии РАНХиГС был реализован очень простой принцип. Если участник регионального конкурса до этого принимал участие в конкурсе «Лидеры России» от этого региона и дошел, как минимум до полуфинала (то есть успешно прошел все испытания дистанционного этапа), то этого достаточно, чтобы он на региональном конкурсе проходил сразу в условный финал – на этап углубленной личностно-профессиональной диагностики.
И, тем более, победители управленческих конкурсов на уровне региона должны включаться в резерв управленческих кадров данного субъекта РФ. Для реализации данного тезиса достаточно соответствующих изменений в региональном законодательстве (например, в положении о резерве управленческих кадров, утвержденном актом руководителя субъекта РФ). Более того, стоит отметить, что данное положение уже имеется в «Общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в РФ», рекомендованной регионам для применения, начиная с 2017 г., т.е. еще до того, как управленческие конкурсы стали настолько распространены, как сейчас: «Резерв управленческих кадров может формироваться с учетом участия кандидатов в резерв управленческих кадров в специальных программах, проектах и мероприятиях, реализуемых на федеральном, региональном или местном уровнях с целью выявления и личностно-профессионального развития перспективных руководителей. По решению субъекта формирования резерва управленческих кадров результаты участия в таких программах, проектах и мероприятиях могут учитываться в итоговой оценке кандидатов в резерв управленческих управленческих кадров соответствующего уровня»
50.
В-третьих, и это касается как лиц, включенных в резервы управленческих кадров, так и победителей управленческих конкурсов, всех их можно и нужно иметь ввиду для назначения на управленческие должности на государственной гражданской службе. Причем вопреки мнению некоторых представителей кадровых служб госорганов, как ни странно, убежденных в том, что это можно делать только по конкурсу, регламентированному 79-ФЗ, в этом нет никаких правовых сложностей, т.к. мы рассматривали выше, лишь незначительная часть должностей на госслужбе замещается по конкурсу на замещение вакантных должностей гражданской службы. Остальные должности замещаются вне конкурса – должности, предполагающие работу с гостайной, должности, замещаемые по срочному контракту и др. (стоит отметить, что чаще всего это именно управленческие должности). Таким образом, при условии соответствия кандидата, включенного в резерв управленческих кадров или победителя управленческого конкурса квалификационным требованиям к должности гражданской службы, он на нее может быть назначен без каких-либо ограничений, а именно – по решению представителя нанимателя (руководителя государственного органа).
Как неоднократно указывалось выше, ключевым фактором успеха открытого конкурса как с точки зрения решения кадровых задач, так и с точки зрения продвижения принципов меритократии является число участников на этапе запуска конкурса. Причем более традиционный подход, характерный для формирования резервов управленческих кадров не позволяет достигать необходимого эффекта. Не всегда это удается делать регионам и в ходе самостоятельной реализации своих региональных управленческих конкурсов. Так, например, как указывают организаторы конкурса «Команда лидеров Новгородчины», в 2020 г. в нем приняло участие 187 человек. Причем отмечается, что это наибольшее число участников за последние три года, когда реализуется проект: «в этом году на конкурс «Команда лидеров Новгородчины» поступило рекордное количество заявок»
45. Представляется, что такая численность кандидатов «на входе» в конкурс, все же недостаточно высокая ни для решения собственно кадровых задач, ни для задач продвижения меритократических принципов отбора на госслужбу.
Ниже для сравнения представлены сводные результаты организации и проведения региональных конкурсов по отбору управленцев. При этом в таблице представлены не только данные по проведению региональных конкурсов, но и, «для справки», по количеству участников, принявших участие во Всероссийском конкурсе управленцев «Лидеры России» второго сезона (следовательно, ориентировочно в тот же временной период).