Единый классификатор должностей как ключевой элемент управления системой кадровых резервов
Кадровые резервы
в Российской Федерации
И.Б. Шебураков | Л.Н. Татаринова
Одна из ключевых причин, по которой до сих пор не реализована идея создания единой системы кадровых резервов, заключается именно в максимально широком предназначении такого «резерва».
Сегодня каждый из существующих видов резервов предназначен для формирования пула претендентов на определенный круг должностей в рамках решения своих локальных задач (как на региональном, так, к сожалению, и на федеральном уровнях). На федеральном уровне для отбора кандидатов и их целенаправленной подготовки к замещению высших управленческих должностей в государственной сфере существует президентский резерв, реализуются программы подготовки кадрового управленческого резерва и высшего резерва управленческих кадров. На региональном уровне резервы управленческих кадров формируются для замещения должностей как на гражданской службе в конкретных субъектах РФ, так и в органах местного самоуправления, а также подведомственных организациях. Кадровые резервы госорганов формируются для замещения должностей на гражданской службе. Объединяющую роль для резервов на гражданской службе мог бы выполнять федеральный кадровый резерв. Но и в этом случае появляется проблема соотнесения должностей особенно федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ.
Таким образом, целенаправленному планированию карьеры руководителя в масштабах всей госсферы мешают именно границы, очерченные целевыми должностями определенного вида резерва (в данном случае мы исходим из того, что планирование карьеры это одна из функций резерва).
Практически во всех случаях при переходе из одной сферы деятельности в другую, особенно при переходе с регионального на федеральный уровень управления или наоборот, представляется затруднительным планирование карьеры участников резервов, в том числе, из-за слабого понимания того, как соотносятся разные управленческие должности в рамках общей системы иерархии должностей в госсфере. Более того, за скобками остается вопрос того, как формируется профессиональный и управленческий опыт руководителя за счет возможности перехода из сферы в сферу деятельности, а также перемещений между уровнями публичного управления и ветвями власти. На последний вопрос была предпринята попытка ответить в одной из недавних работ38.

Важно отметить, что в управленческой практике и в экспертном сообществе, по-прежнему, сохраняется острая дискуссия, касающаяся типологии и классификации должностей в системе государственного и муниципального управления, на государственной и муниципальной службе. Система должностей, рассматриваемая как базовый элемент любой организационной структуры, была, есть и будет в центре внимания управленческой мысли. В должности отражается и степень сложности и ответственности управленческого труда в конкретной профессиональной области, и специфика управленческого труда по уровням в управленческой иерархии.

Раскрытие сущности должности, ее роли в организации и функционировании актуальная тема для теории и практики государственной службы. Данный вопрос является одним из ключевых, не только в силу того, что должность является первоэлементом любой организации, но и в силу более широкого аспекта – принципов организации системы государственного управления и государственной службы, взаимосвязи и взаимодействия различных управленческих уровней в системе федеративных отношений.
Чаще всего дискуссия связывается с историческими традициями и спецификой модели привлечения на должности государственной службы.
Сторонники системы найма
С одной стороны, существуют сторонники так называемой «системы найма», характерной для англосаксонской административной системы государственного управления, в которой развиты такие социальные механизмы отбора, как «построение государства снизу, господство частного сектора, отбор по принципу «открытых дверей», высокие доходы чиновников, сопоставимые с бизнесом и др.)».
Сторонники системы карьеры
С другой, существует мнение, что Россия не принадлежит к подобной системе по историческим, социальным, культурным и другим основаниям27 и для нее, по этим причинам, более подходит «система карьеры». С начала 2000-х гг. в ходе реформирования государственной службы начался активный процесс инкорпорирования в управленческую практику механизмов и инструментов системы найма. Однако он реализуется недостаточно последовательно, так, например, до сих пор не решен вопрос сопоставимости доходов чиновников и представителей бизнеса. При этом на государственной службе существует система классных чинов, которая также является скорее основой для системы карьеры, а не системы найма.
В последнее время вновь поднимается вопрос о нецелесообразности системы классных чинов, в частности, сохранения «окладов за классный чин» для гражданских служащих, которые в какой-то степени дублируют «должностные оклады». На наш взгляд, эту дискуссию не стоит сводить только к вопросам реформирования системы оплаты труда на гражданской службе (которая, безусловно, необходима). Система же классных чинов в том виде, в котором она сложилась, начиная с середины 2000-х гг., не выполняет в должной мере возложенных на нее функций мотивации чиновников, но это не значит, что ее необходимо полностью демонтировать. Скорее, напротив – система классных чинов должна подлежать дальнейшему развитию в направлении выстраивания механизмов привлечения и удержания высококлассных специалистов и руководителей не только на гражданской службе, но и во всей системе публичной власти.

Так, например, указывал в своей докладной записке в рамках одной из очередных дискуссий о необходимости классных чинов выдающийся государственный деятель России граф И.И. Воронцов-Дашков.
«Чин выступает в качестве особого стимула для государственных служащих. Отказ от него и переход только на денежную основу службы привел бы к тому, что правительству пришлось бы бесцельно конкурировать с частными учреждениями и лицами…»

Граф И.И. Воронцов-Дашков
Государственный деятель
В исторической ретроспективе выделение должностей, связанных с государственным управлением, связывается со становлением единого централизованного Российского государства. Так, в период правления Ивана IV была составлена официальная книга «Государев разряд»21. В начале XVIII в. актуализируется потребность формирования четкой организационной структуры в связи с расширением функций государственного управления. Процессы институционализации государственной службы России традиционно связываются с реформой Петра I. Для придания целостности го­сударственной службе, четкой организаци­онной структуры, ук­репления дисциплины и субординации, а также закрепления принципов последовательного про­движения была установлена иерархия всех должностей и создания стимулов, закрепленная в «Табели о рангах…».

На начальном этапе внимание было сфокусировано на военной службе в силу того, что к 1672 г. уже были установлены некоторые чины для всех родов войск (полковник, подполковник, капитан (командир роты), поручик (офицер для поручений, помощник капитана) и др.)42. «Табель о рангах…» устанавливала три иерархических лестницы чинов для военной, гражданской и придворной служб. «Табель о рангах …» включала описание новых чинов по 14 классам (или рангам), все получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству причислялись потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»40. Необходимо отметить, что первоначально чин и должность не разводились, «по 14 классам было распределе­но 262 должности-чина»20.
Одним из главных элементов государственной службы, который вводила «Табель о рангах…», являлся механизм постепенного продвижения чиновника по служебной лестнице (в каждом классе необходимо было прослужить определенный период, так, в низших классах 3-4 года).

Екатерининская губернская реформа привела к созданию большего числа новых чиновничьих и канцелярских мест в системе местного государственного аппарата, что способствовало привлечению в аппарат выходцев из непривилегированных сословий в условиях дефицита кадров. «Табелью о рангах…» предусматривались и возможности сокращения срока пребывания в чинах за особые заслуги, а также при наличии вакансии.
Возможно было реализовать различные варианты карьерного развития как на государственной (гражданской) службе, так и на военной. Движение по службе было связано как с возможным поступлением на военную службу, так и с переходом обратно в гражданскую. Например, для многих дворян карьера чиновника начиналась после выхода в отставку с с военной службы26. При этом отмечается некоторое преимущество офицера, которое заключалось в том, что он мог по желанию перейти на гражданскую службу, не теряя своего ранга. Гражданские же чиновники при переходе в армию (если прежде уже не были офицерами) не только не сохраняли свой ранг, но не могли претендовать даже на первый офицерский чин, а должны были поступать унтер-офицерами или юнкерами19.

Со временем номенклатура должностей значительно увеличилась, при отсутствии вакансий возможным было и производство в следующий класс с оставлением на прежней должности, то есть класс как ранг выступал как «самостоятельный правовой феномен – ранг без должности, получивший название чина или классного чина»35.

В контексте настоящего исследования необходимо обратить внимание на возрастающую роль образования в воспроизводстве административной элиты, социальной мобильности и возможностях обеспечения карьерного продвижения. Образование постепенно превращалось в один из ведущих факторов продвижения по службе. Серьезным стимулом для получения образования должен был стать указ 6 августа 1809 года, разработанный М.М. Сперанским, согласно которому для получения чина коллежского асессора (8-й класс), дававшего права потомственного дворянства, и статского советника (5-й класс) необходимо было предъявить свидетельство об окончании университета или сдать соответствующие экзамены14.
«Московский служилый класс, от которого произошло по прямой линии дворянство эпохи империи и коммунистический аппарат Советской России, являет собою уникальное явление в истории общественных институтов»

Р. Пайпс
Американский эксперт по советской истории
С начала 90-х годов ХХ века вопросы типологии и классификации должностей в системе государственного и муниципального управления неоднократно становились эпицентром внимания ученых, политиков и практиков. В ходе реформ была изменена типология должностей государственной гражданской службы, неоднократно предпринимались попытки установления оптимального соотношения должностей между различными видами государственной службы, классных чинов и специальных званий (к примеру, Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (ред. от 30.09.2013) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим», Указ Президента РФ от 02.08.2012 № 1100 (ред. от 03.02.2020) «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации»), Указ Президента РФ от 23 декабря 2019 г. № 615 «О соотношении специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников».

Можно констатировать, что в настоящее время предпринят ряд целенаправленных усилий, направленных на обеспечение принципа целостности государственной службы. Вместе с тем, важно отметить, что основной тренд был в большей степени связан с разграничением статуса, и в меньшей с формированием общей системы классификации, что существенным образом снижает возможности ротации, сужает горизонты карьерного планирования, оптимального использования имеющегося кадрового потенциала в контексте движения кадров в рамках единой системы. Более того, существующая внутри системы гражданской службы категоризация должностей в соответствии с категориями и группами использует схожие названия классных чинов на федеральной службе и службе субъектов РФ, но существенным образом отличается с точки зрения должностного статуса. Казалось бы, единая система классных чинов для федеральных госслужащих и служащих из регионов только еще больше сбивает с толку при идентификации должности относительно определенного статуса в системе государственной иерархии. При этом система классных чинов на гражданской службе не охватывает ни госдолжности, ни должности в органах местного самоуправления (равно, как и муниципальные должности), ни тем более, должности в подведомственных организациях, управленческие кадры которых так же можно отнести к кадрам сферы госуправления.
Вместе с тем, единый классификатор (о чем говорит и исторический отечественный опыт и зарубежные практики, к примеру, опыт Франции) свидетельствует, что такого рода классификатор выполняет важную роль в качестве общего ориентира при построении карьеры в системе публичного управления, позволяет оптимизировать затраты на управление кадровыми процессами, кроме того, позволяет формировать комплексное представление, а не фрагментарное (в рамках одного вида, отрасли, уровня, региона) о всей системе должностей в государственной сфере.
Сущность и содержание управленческой деятельности существенно различаются по масштабности, широте охвата, структуре и штатной численности, зачастую официальный статус должности не отражает реального положения в системе властных отношений, не соотнесен с реальной степенью сложности управленческого труда в конкретной профессиональной области. Единый классификатор сформированный с учетом масштабности и сложности управленческого труда, соотношения составляющих управленческой готовности, характера требуемых компетенций, объема полномочий, зон влияния и ответственности, вида выполняемых функций, формы организации, размера организации, наличия подведомственной сети, численности подчиненных позволит более четко структурировать сам резерв и сформировать перечень должностей, замещение которых планируется преимущественно из резерва, в зависимости от потребности с учетом стратегических целей и задач, на решение которых направлено формирование резерва. При этом важно учитывать не только текущую потребность в кадрах, связанную с потенциальным высвобождением тех или иных должностей, но среднесрочную, и стратегическую задачу – по развитию кадрового потенциала сферы государственного управления и местного самоуправления.

Проведенный недавно анализ карьерных траекторий высших должностных лиц субъектов РФ, получивших назначения, а затем избранных на данные должности в течение нескольких последних лет, в условиях, так называемой новой кадровой политики показывает, что «ни для одного из губернаторов, не характерна длительная внутриорганизационная карьера. Эта карьера достаточно редко может реализовываться внутри одной сферы и еще реже внутри одного региона, но чаще всего характеризуется интенсивным приобретением опыта в нескольких сферах деятельности»38.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что управление резервом на основе единого классификатора позволяет повысить возможности управления карьерной мобильностью на основе четкой параметрики (не только на основе системы заслуг, но и с учетом динамики личностно-профессионального развития и наиболее оптимальных направлений карьерного движения).

Кроме того, это повысит уровень рефлексивности руководителей посредством более четкого осознания личностных управленческих ресурсов, направленности (зон развития) требуемого изменения, позволит выбрать оптимальный сценарий в условиях поливариантности развития карьеры на основе оценки собственных возможностей и рисков.

Единый классификатор, с одной стороны, позволяет моделировать различные сценарные варианты развития карьеры, что отображено на рисунке: как вертикальной (в том числе вариант «быстрой карьеры» посредством образования, развития тех или иных компетенций, наращивания ресурсов в различных форматах, так и горизонтальной – направленной на приобретение управленческого опыта, расширение управленческой стилевой палитры).
С другой – на основе дифференцированной системы оценки ключевых личностно-профессиональных ресурсов, определяющих возможности результативной управленческой деятельности, обеспечить преемственность, снизить возможности волюнтаризма в принятии кадровых решений. Единый классификатор должностей в этой связи может выступать неким ориентирующим контуром, позволяющим обеспечить наиболее оптимальный выбор карьерной траектории руководителя.

Карьерные сценарии могут быть сопряжены с последовательным движением в рамках одного уровня/между уровнями в рамках данной сферы, либо предусматривать взаимообратное движение (органы власти, общественные объединения, бизнес), последовательное движение от уровня к уровню, важным представляется определение порядка продвижения, возможностей перехода от уровня к уровню (на основе оценки и системы заслуг), варианты быстрого карьерного взлета (например, подготовиться к занятию некоторых позиций можно посредством успешного прохождения специальных образовательных программ). Классификатор позволит упростить интеграцию различных этапов управления резервом в раках единого цикла: от стадии планирования до оценки эффективности, более тонко настроить инструменты работы с резервом на основе системности и адресности воздействия в рамках индивидуальной стратегии развития (обучение, мониторинг, карьерное сопровождение, стажировки, наставничество и др.). Мероприятия по развитию участников резервов должны учитывать оптимальные варианты личностно-профессионального развития, в карьерной стратегии могут быть предусмотрены различные формы занятости участников резервов с учетом особенностей мотивации (включая как назначение на полноценную должность, так и неполную – работу над проектами, в составе рабочих групп в решении конкретной задачи и др.) в рамках целостности кадровой политики.

На основе единого классификатора возможно установление общих требований, определение порядка управления резервом и продвижения в рамках единой системы, применение общей методики отбора на основе конкурентных (конкурсных) процедур, направленных на создание надежного барьера для попадания случайных людей в органы управления (важно предусмотреть в результатах рейтингования оценку репутационного капитала и социальной направленности) для отбора высокопрофессиональных резервистов, наиболее перспективных и талантливых. Важно обеспечить определенную гибкость системы с учетом специфики уровня управления, поскольку разные уровни управления решают разные классы задач (как минимум по масштабируемости и качеству, согласовать разнообразные формы деятельности и усилия различных по решению задач в зависимости от уровня управления).
В основу описываемого «Классификатора должностей руководителей» может быть положен классификатор, разработанный в Центре современных кадровых технологий ВШГУ РАНХиГС в 2013 г. (на базе Центра впоследствии был создан Факультет оценки и развития управленческих кадров).

Классификатор изначально активно использовался в процессе личностно-профессиональной диагностики управленцев, позволяя учитывать в процессе анализа объективный уровень личностно-профессиональных достижений руководителей (наряду с прочими достижениями), выражающийся в способности подниматься до определенного уровня должности в иерархических структурах. В дальнейшем накопленная статистика результатов личностно-профессиональной диагностики десятков тысяч руководителей позволила использовать данный классификатор, как для получения данных о внешней валидности разрабатываемых и применяемых на факультете инструментов оценки, так и для других исследовательских целейцелей30,33.
В текущий момент классификатор включает 11 управленческих уровней, где на 1-м уровне – руководители первичного звена (например, глава сельского поселения, руководитель структурного подразделения в бюджетном учреждении), а на 11-м уровне – руководители, занимающие должности федеральных министров, губернаторов и примерно равные им по статусу. Необходимо отметить, что в рамках классификатора при отнесении к определенному уровню должностей используется не только формальный принцип статусности, сколько представление о реальных ступенях в карьере руководителя, полученное как на основе экспертных оценок, так и анализа существующих карьерных траекторий руководителей в госсфере. Так, в качестве экспертов выступали сами руководители, прошедшие соответствующие ступени в своей карьере, представители экспертного сообщества. Классификатор должностей, как указывалось выше, использовался, например, для анализа направленности и динамики карьеры высших должностных лиц субъектов РФ. Для этого должности, которые в различное время занимали руководители, попавшие в выборку, распределялись не только по уровням, но и по сферам деятельности. Данные сферы деятельности объединялись по сходству того специфического управленческого опыта, который приобретался руководителями в контексте дальнейшей работы в сфере госуправления.
Например, можно выделить 7 основных сфер деятельности с включением в них определенных должностей:
Управленческие должности в федеральных государственных органах, включая должности федеральной государственной службы
Должности государственной гражданской службы федеральных министерств, служб и агентств и государственные должности в системе федеральных государственных органов
1
Управленческие должности в региональных государственных органах
Должности государственной гражданской службы субъекта РФ и государственные должности субъекта РФ
2
Управленческие должности в органах местного самоуправления
Должности муниципальной службы, а также муниципальные должности
3
Управленческие должности в подведомственных органам власти организациях, т.н. бюджетной сферы
4
Управленческие должности в общественных, общественно-политических организациях и НКО
5
Управленческие должности в государственных корпорациях, а также в институтах развития
6
Управленческие должности в коммерческих организациях и на предприятиях
7
Несмотря на то, что представленная группировка организаций может показаться в некоторой степени условной, не полной и/или юридически не вполне обоснованной, для целей управления карьерными траекториями руководителей госсферы она представляется наиболее релевантной специфике приобретаемого руководителем опыта в ходе развития их управленческой карьеры. Так, на основе этого принципа и используемого в текущей практике классификатора были построены карьерные траектории 31 руководителя субъектов РФ, что позволило определить как общее, так и особенное в карьерном пути данной категории управленцев. [38]. Для целей управления единой системой кадровых резервов данный опыт может быть, безусловно, полезен.

Таким образом, разработка и использование единого классификатора может обеспечить более четкое соотнесение должностных позиций в различных сегментах государственного сектора, отражая их реальный управленческий статус, масштабность принимаемых решений, а также позволит формировать возможные карьерные траектории с учетом уровня и сферы деятельности руководителя. Единый классификатор, на наш взгляд, может способствовать более оптимальному решению целого ряда задач реализации вектора устойчивого развития государственного и муниципального управления как целостной открытой системы:

на основе единой методологии обеспечить общность подходов к управлению кадровыми процессами в системе государственного и муниципального управления, а также большую степень согласованности при соблюдении принципа многоканальности использования источников формирования резерва
повысить степень открытости и возможности привлечения высокопрофессиональных и талантливых кадров из различных источников, в т.ч. из бизнеса и «окологосударственных» компаний
обеспечить механизмы мобильности руководителей, определить векторы их профессионального развития на основе описания треков повышения управленческой готовности и наращивания управленческого опыта, расширения стилевой палитры, обеспечивающей успешность профессиональной самореализации в условиях изменений
сформировать прозрачные механизмы развития необходимых личностно-профессиональных ресурсов в контексте оптимальных вариантов карьерных перемещений, что во многом будет способствовать повышению субъектности в отношении собственного личностно-профессионального развития, наращивания недостающих и развития имеющихся личностно-профессиональных ресурсов
усилить роль образования, профессиональной и управленческой подготовки, как условия для движения по карьерной лестнице, повысить качество и адресность развивающих действий на основе определения областей личностно-профессионального развития с учетом мотивов, личностных ориентиров и установок
интегрировать инновационные персонал-технологии в рамках единого управленческого и кадрового циклов